клубы | новости |

Шаг к микрофону

14:44:25, 15 ноября 2010

Шаг к микрофону

2-5 декабря в Петербурге, в Студенческом клубе СПбГПУ, состоится 42-й по счету фестиваль авторской песни «Топос». Фестиваль, который традиционно собирает под свои знамена поющих поэтов со всей России. Впрочем, конкурсанты из ближнего и дальнего зарубежья на сцене «Топоса» тоже не редкость...

Когда в далеком уже 1968-м, на самом излете «оттепели», студенты Ленинградского Политеха придумывали название своему новому песенному фестивалю, «фига в кармане» наверняка присутствовала. Иначе чем еще объяснить, что мудреное и политкорректное греческое слово Topos («место») при ближайшем рассмотрении оказалось перевернутым «Сопотом». Такой вот «пламенный привет» известному восточноевропейскому конкурсу социалистической попсы. Впрочем, по агентурным данным, польские товарищи на такой выверт ничуть не обиделись.

Начиналось все как милый капустник-междусобойчик. Но очень быстро, всего за пару-тройку лет, «Топос» трансформировался в самый авторитетный студенческий фестиваль Ленинграда. Если на первых порах в конкурсе участвовали только политехники, то чуть позже в гости стали заглядывать приятели-студенты из других вузов. В 1974-м первым лауреатом-«неполитеховцем» стал представитель ЛЭТИ Михаил Трегер, тогда никому не известный парень с гитарой, а ныне один из мэтров авторской песни.

Через «Топос» прошли и многие другие мастера жанра: Алексей Брунов, Вячеслав Вахратимов, Николай Простаков, Виктор Гагин. Для ряда известных ныне авторов-исполнителей «Топос» стал отличной «стартовой площадкой» в музыкальной и песенной карьере. «Проходил мимо актового зала, увидел пацанов с гитарами, – вспоминает лауреат «Топоса-78», политехник Евгений Исакевич. – В соответствии с возрастом и уровнем развития искренне считал, что, ежели пацаны играют на акустических гитарах – это от беспонтовости: нет доступа к настоящим электрогитарам и аппаратуре...

Зал был набит битком, вход по билетам. Спросил у одного из гитаристов: «А чё это тут?». Тот сказал: «Хочешь, проведу?» – и провёл через сцену в зал. Вот так, с лёгкой руки Вити Гагина, я и погрузился в бардовскую песню... Он стал лауреатом конкурса, пел Филатова/Качана «Так вы говорите, что слёзы людские – вода? ...Да...» Исполнение – потрясло. До этого я, конечно, слушал и слышал всякие бардовские песни, но, как говорится, «не доходило»...

Я ради конкурса соорудил нечто военно-патриотическое, по-моему, на стихи Асадова. Что-то про овчарок, взрывающих танки. Ну, и для комплекта – песню на первые свои школьные стихи («Я не собака, не грызу...») И эти добрые люди уверенно, с удовольствием отсекли первую и вытолкнули на сцену со второй...»

История фестиваля, впрочем, не была слишком гладкой. В советские времена у некоторых активных деятелей «Топоса» случались неприятности с КГБ (аудиоархив 1970-х был конфискован и бесследно канул) – свободомыслие считалось крамолой. В конце перестроечных времен «Топос» едва не прекратил свое существование: институтский комитет комсомола, на протяжении десятилетий помогавший проводить фестиваль, приказал долго жить, а главный организатор «Топоса» эмигрировал в США. В итоге, в 1990-м и 1991-м фестиваль не проводился...

Но интерес студентов к жанру авторской песни оказался сильнее обстоятельств. В 1992-м старшекурсники Политеха нашли понимание и поддержку у руководителей Студенческого клуба ЛПИ – и колесо завертелось снова... Что интересно, в начале 1990-х «Топос» несколько изменил свою структуру. Акцент в конкурсной программе был сделан на «авторском» направлении: для исполнителей организовали «параллельный» фестиваль – «Эхо». Шаг поначалу казался спорным – мол, где мы столько авторов наберем? Однако получилось «попадание в десятку».

Сегодня на «Топос» приезжают авторы со всех концов России. Да и не только России.. В списке призеров значатся Норильск, Новосибирск, Хельсинки, Алма-Ата, Самара, Волгоград, Иркутск, Ижевск, Калуга, Петрозаводск, Мурманск. Недурная география...

Что примечательно, на «Топос» достаточно легко попасть «с улицы». Иногородним авторам нужно оформить заявку на сайте фестиваля и прислать по указанному в регламенте адресу свои стихи и записи. Ну а для петербуржцев дело обстоит еще проще: их ждут на прослушиваниях 26, 29 или 30 ноября в 18.00 в Студенческом клубе СПбГПУ (Парголовская ул., 11/2-а).

2 декабря в 18.00 начнется полуфинальный тур «Топоса» для авторов из Санкт-Петербурга. 4 декабря с 12.00 до 16.30 пройдут творческие мастерские для всех желающих. В тот же день в 17.00 состоится гала-концерт гостей фестиваля и лауреатов «Топоса» прошлых лет. Ну а 5 декабря в 15.00 – финальный тур и награждение победителей и призеров.

В числе гостей «Топоса-2010» - Татьяна Алешина, Михаил Трегер, Михаил Башаков, Сергей Труханов, Вячеслав Ковалев, Михаил Кукулевич, Вячеслав Вахратимов, Константин Арбенин, Александр Гинзбург, прошлогодний обладатель «Гран-при» Илья Крохин и др. Вход на все фестивальные концерты – свободный.

Добавим, что фестиваль «Топос-2010» организован клубом авторской песни «Четверг» при поддержке турфирмы «Снаряжение», профкома студентов СПбГПУ, Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Администрации Санкт-Петербурга. Информационные партнеры фестиваля: телеканал «100 ТВ», компания «Арт-Процесс».



Все новости   Шаг к микрофону

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100