клубы | новости |

Ровесник «Грушинки»

17:52:54, 13 ноября 2006

Ровесник «Грушинки»
Ровесник «Грушинки» 1-3 декабря в Санкт-Петербурге пройдет XXXVI городской фестиваль авторской песни «ТОПОС». На сцену Клуба Политехнического Университета (Лесной пр., 65/3) выйдут поющие поэты из обеих российских столиц, а также из Мурманска, Днепропетровска, Брянска, Костомукши, Магнитогорска и других городов бывшего СССР. В первый день фестиваля, в пятницу, 1 декабря, в 18.00, состоится первый тур — для петербургских авторов. Суббота, 2 декабря, в 16.00 — Гала-концерт гостей фестиваля и лауреатов прошлых лет. Воскресенье, 3 декабря, в 16.00 — финальный концерт и награждение победителей.  

Ровесник «Грушинки»

1-3 декабря в Санкт-Петербурге пройдет XXXVI городской фестиваль авторской песни «ТОПОС». На сцену Клуба Политехнического Университета (Лесной пр., 65/3) выйдут поющие поэты из обеих российских столиц, а также из Мурманска, Днепропетровска, Брянска, Костомукши, Магнитогорска и других городов бывшего СССР.
В первый день фестиваля, в пятницу, 1 декабря, в 18.00, состоится первый тур — для петербургских авторов. Суббота, 2 декабря, в 16.00 — Гала-концерт гостей фестиваля и лауреатов прошлых лет. Воскресенье, 3 декабря, в 16.00 — финальный концерт и награждение победителей.

 

«ТОПОС» (задуманный студентами-политехниками как «Сопот наоборот» — антитеза попсовому песенному конкурсу советских времен) — ровесник легендарного Грушинского фестиваля. Оба были созданы в 1968 году. Что интересно, как и Грушинский, «ТОПОС» на несколько лет приостанавливался. С той лишь разницей, что фестиваль имени Валерия Грушина в 1980-м запретили «сверху» (и длилась эта пауза до 1986 года). А «ТОПОС» в 1990-м, после эмиграции идеолога фестиваля Владимира Волкова-Китаина, оказалось просто некому организовывать: пик интереса к жанру прошел, события в стране также не способствовали проведению культурных мероприятий.
Однако уже в 1992-м, усилиями энтузиастов-политехников при поддержке директора клуба СПбГПУ, знаменитого артиста ленинградской эстрады Вячеслава Бесценного (к слову, именно он в 1960-х проложил авторской песне дорогу на «большую» официальную сцену), фестиваль был восстановлен. А вышеозначенные энтузиасты сформировались в хорошо известный сегодня клуб авторской песни «Четверг», объединяющий уйму молодых и талантливых поющих поэтов.
 Если «Грушинка», по определению, — классический «лесной» слет, то «ТОПОС» — фестиваль «чутких высоких залов», — сценический, уютный, почти камерный. Это фестиваль доверительного разговора, намеренно уходящий от туристских трехаккордных штампов, от ориентирования на массовый вкус, от слабых стихов и жанровых банальностей. Фестиваль, рассчитанный на умного слушателя.
Вот цитата из статьи, написанной несколько лет назад одним из организаторов «ТОПОСа», поэтом Дмитрием Коломенским: «"ТОПОС" занимает особую нишу среди иных подобных мероприятий: это фестиваль исключительно авторский (основные номинации: автор музыки и текста, автор текста, автор музыки). Исключив из сферы своих интересов искусство исполнения, фестиваль сосредоточил внимание на качестве текстов песен и оригинальности авторской интонации. Произведения вторичные, подражательные, построенные на использовании расхожих штампов не приветствуются, несмотря на возможный внешний лоск и отточенное исполнительское мастерство. Таким образом, "Топос" старается ориентироваться на те ценности, которые, собственно, и являются главными для авторской песни, в свое время принципиально отмежевавшейся от бездумной легкости песни эстрадной.
Однако времена меняются, и фестиваль не замыкается в рамках классической авторской песни: постоянное участие в конкурсных программах "Топоса" представителей рок-движения не беспокоит организаторов, поскольку предъявляемые требования одинаковы для всех. С нашей точки зрения, талантливый рок-бард с собственным, незаемным творческим почерком много интереснее второсортного деятеля, гоняющего "прибардованную" попсу. Кроме того, организаторы фестиваля большей частью достаточно разносторонне образованы и способны ориентироваться в современных музыкальных направлениях».

 

«ТОПОС», гремевший в 1970-е по всей стране (сюда почитали за честь приехать многие серьезные барды того времени), может похвастать тем, что на его сцену в качестве конкурсантов выходили такие мастера, как Михаил Трегер, Вячеслав Вахратимов, Алексей Брунов, Альфред Тальковский, Борис Полоскин, Виктор Гагин, Евгений Исакевич, Наталья Сарпова, etc. Причем, для многих из них выход на политеховскую сцену был первым в жизни концертным опытом.
Собственно, и сегодня «Топос» выдерживает свою традиционную линию на открытие новых имен. К таковым, несомненно, стоит отнести Владимира Розенбаума (ныне — одного из самых ярких авторов «русской Америки»), блестящих петербургских поэтов Александра Гинзбурга (до этого лет десять писавшего «в стол») и Асю Анистратенко, восходящую звезду фолк-рока Светлану Климович (группа «Розенкранц и Гильденстерн»), одного из самых заметных представителей «новой волны» казахской поэзии Марата Исенова, и т.д.
Ну а по «географическим показателям» нынешний фестиваль давно уже обогнал себя же тридцатилетней давности. Достаточно взглянуть на перечень лауреатов последних лет: Серпухов, Иркутск, Новосибирск, Нижний Новгород, Норильск, Великий Новгород, Самара, Ижевск, Алма-Ата, Петрозаводск, Мурманск... Не исключено, что в нынешнем году этот список вновь пополнится...

Постоянный партнер фестиваля — турфирма «Снаряжение». (www.equip.ru)
Информационный партнер — компания «Арт-Процесс» (www.art-process.ru)

Расписание фестиваля:
27, 28 и 29 ноября с 18.00 — прослушивания в Клубе СПбГПУ.

1 декабря в 18.00 — отборочный тур для авторов из Санкт-Петербурга
2 декабря в 13.00 — прослушивание иногородних авторов
2 декабря в 16.00 — гала-концерт лауреатов последних лет и гостей фестиваля
3 декабря в 16.00 — финальный концерт и награждение лауреатов

Официальный сайт фестиваля: http://www.vseved.narod.ru

 



Все новости   Ровесник «Грушинки»

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100