клубы | новости |

Юрия Шевчука "О СПИДе"

12:55:04, 13 ноября 2006

Первый благотворительный концерт «Time Out STOPСПИД: касается каждого – участвуют все!». «Океан Ельзи», «Сплин», «ДДТ». Ледовый дворец, 1 декабря Сборы от концерта будут переданы больнице имени Боткина, оказывающей полный ряд услуг по диагностике и лечению ВИЧ

«...люди есть и их нет»

Юрий Шевчук считает неправильным кричать на каждом углу о собственном участии в благотворительных акциях. Но перед концертом "Time Out Stop СПИД" музыкант дал серьезное интервью Максу Хагену.

-Судя по концертам последних лет у вас где-то глубоко внутри бьется стремление сделать что-то большое и пафосное…
-(Задумывается):
Ну, пафос пафосу рознь. Вот если включить телевизор, то это да… Я недавно наткнулся на юбилей этого… Баскова, да? Безумие! Такое все розовое. И эти артисты, артистики, певички, нюф-нюф, наф-наф – сборище поросят припудренных. Вот это да, это настоящий пафос! А в хорошем смысле пафос – те же Pink Floyd, The Rolling Stones, U2 – почему нет? Почему нет? Но в то же время согласен с тобой, надо удержаться и не упасть в вульгарность. Это очень важно. А большие концерты в этом плане – неплохо. Вот вспомнили мы 1995 год, концерт на «Петровском» – неск н из способов покаяния. Поэтому, всем советую не думать о том, куда, скажем, нищие потратят эти деньги – есть просто задача ему помочь. Вот и все. Этим ты спасаешь и свою душу.
Чего все-таки больше получается – спасения своей души или старания донести все это до людей? На концерты ведь приходят тысячи...
Если мы служим, в этом смысле, каким-то лозунгам конкретной проблемы, какой-то шапкой, если эти люди приходят из-за нас и что-то начинают понимать про трагедию людей, больных СПИДом, это хорошо. Мы ведь не рекламируем алкоголь и всякое говно. Хотя сами курим и пьем, но рекламировать это совсем никуда не годится. Но здесь-то все чисто. Служить для молодежи социальной рекламой того, что затрагивается акцией – это, по-моему, нормально.
Вы когда-нибудь думали, что мы все выросли в море информации, посвященной СПИДу, растем с этим уже двадцать лет. У вас как-то изменилось с годами ее восприятие?
СПИД – это огромная проблема, и, прежде всего, как мне кажется, проблема личности, волею судеб страдающей. Допустим, сахарный диабет – это болезнь, в которой этого личностного гораздо меньше. Все-таки такое заболевание, за которым стоит очень много социального. Есть дети, ставшие ВИЧ-положительными при переливании крови, но это ведь тоже от разрухи в головах. Для меня, в собственных представлениях, тема ВИЧ/СПИДа стоит где-то рядом с наркоманией. Наверное, так. Так как эта проблема социальная, то о ней надо говорить, как и обо всем социальном. Понимаешь? Нельзя замалчивать. Как-то не вяжется в голове «Рок против инфаркта», согласись, диковато даже звучит. А СПИД – это реальная социальная проблема, из-за чего на Западе и здесь ей занимаются далеко не только врачи, но и те же рок-музыканты.
Мне кажется, что СПИД – это более специфическая болезнь, чем тот же инфаркт. С одной стороны человек живет с ВИЧ, а с другой – он совершенно нормален, живет, но на нем некое клеймо для других.
Да. Часики только тикают – может рвануть сейчас, а может не рвануть вообще…
Я заметил, что из музыкантов у нас очень мало кто писал песни об этой проблеме. Ну, Чистяков, Земфира – и, кажется, все. А ведь сколько лет уже прошло…
У Земфиры – да, такая женская лирика. Ну, видишь, я ведь тоже не газета ходячая. Должно меня тронуть это сначала. Проблема должна войти так, что уже не можешь не написать. Как песня «Черно-белые танцы» – она сама по себе вышла. Я похоронил очень много друзей, и когда хоронил еще одного друга, то буквально на похоронах она выскочила. Наверное, просто мало людей среди музыкантов, знакомых с ВИЧ-положительными людьми. Я вот сейчас думаю, у меня-то, наверное, и не ни одного такого. Радоваться, наверное, надо…
Это же сильный момент обнаруживается – люди есть, и в то же время их нет ни для кого…
Очень хорошая мысль. Люди есть, и все равно их нет. Сейчас запишу ее. (Ищет в рюкзаке диктофон, приговаривая: «И ведь их действительно нет для нас…» В диктофон: «СПИД – эти люди есть, и как бы их нет»)
Вчера я просматривал тексты «Единочества» и обратил внимание на «Пропавшего без вести», каким-то странным образом она с этим делом соприкасается – человек не умер, а в то же время он уже и не здесь.
Согласен. Песня вообще получилась широкая. Я помню, как она из меня пошла – сначала хотелось спеть просто про нескольких товарищей моих, пропавших на войне. Именно им посвятить хотелось, а сама тема настолько захватила, что получилась что-то другое. Такое бывает, и слава Богу, что не получилось чего-то «адресного». И я сам потом думал об этом, что получилась песня о тех людях, которые живые, их оболочка здесь, а на самом деле… Вот интересно, это как авторское кино – реальность, но все немного сдвинуто, чуть-чуть, какие-то доли миллиметра, но все уже совсем другое. Как зеркальное отражение, когда ты машешь рукой, и есть задержка во времени. И масса народу живет в этой щели, которая, может, и не щель, а дорога в иное измерение, в котором эти люди и находятся. Ведь точно! Реальность вокруг, но все не так материально, как тебе кажется. Не так логично – логика прерывается на долю секунды, и все остальные законы с ней. Не Е=МС2, а скорее квантовая механика, хаос какой-то. (Смеется) Причем хаос, понятный только при непосредственном существовании в этом хаосе, если ты сам маленький электрон...
Меня удивило, то что «Единочество» одной из первых песен как бы отсылает нас в 80-е через цитату из «Поэта». Для вас, стало быть, то время соприкасается с нашим?
Безусловно! Намек толстенный! Очень не хотелось бы только, чтобы «Ввязался в бой» была воспринята как динамический примитив, связанный с физиологией и мокрыми от крови кулаками. А «Поэт» как раз и добавила в этот образ, не побоюсь этого слова, метафизики. Образа последнего солдата земного шара, последнего воина вообще на Земле. Вообще у меня давно шевелится песня о последнем солдате. Подхожу, подхожу, но тема очень серьезная. «Война умрет под плитами последнего убитого» – это из другой песни. Но кто им станет?! Его мысли, чувства, конечность этого человека в мире, и не только его. Интересная тема. Иногда, бывает, «не хватает кислорода», чтобы все это написать, нужно ждать просто. Есть много таких мыслей достаточно оформленных, которые внутри сидят просто – иногда выскакивают готовые уже, иногда нет. Я не тороплю события, потому что можно дров наломать. Некрасиво будет. Поэтому война это такая вещь... Она настолько же серьезна, как и мир. «Я весь скрученный нерв…» – энергия того времени, вход в реальность того времени, начало какого-то русского рока. Ведь в этом году двадцать пять лет Ленинградскому рок-клубу! (Смеется) Какая-то закольцованность получилась – по-моему, неплохая.
А поэты в нашем времени есть такие?
Сейчас очень много молодежи, которая чувствует также, как мы тогда – музыканты, поэты. Все у них болит, вопит, шевелится. (Дружелюбно усмехается) Немножко не в этом времени, немножко не нужны этому времени. Я сам очень рад тому, что на глазах, буквально, рождается много молодых поэтов, какой-то новый Серебряный век. В Москве той же чуть ли не сто клубов, где читают стихи. Я сам читаю эти брошюрки, выпущенные по пять экземпляров – и ведь очень интересно! Слово у них находится уже двадцать первого века, не двадцатого. Закипело! И эти молодые поэты, которые пытаются писать, смотреть на мир, отражать это все – они совсем другие. Они гораздо интеллектуальнее, чем мы, даже великий Гребенщиков, по сравнению с этими стихами, куплетист, можно сказать. (Смеется) Очень интересно. Имен и фамилий говорить не буду, но увлечен, очень увлечен! И они не идут в рок-музыку, что самое интересное. Их музыка – в стихах. И взрыв происходит сейчас, а об этом – если будем говорить об общественности – никто не знает. Из современной рок-музыки текст, по большей части, ушел. В нее пошли молодые, горячие, мощные музыканты. Альтернативы много, но вот такой симбиоз музыки и поэзии – он есть, но редок.
Чтобы случился взрыв поэзии, чтобы было о чем сказать, – должна складываться ситуация какая-то в обществе, достаточно экстремальная.
А она сейчас есть. И поэтому я тоже вставил строчки из «Поэта». Привет вот этим поэтам «нового расцвета», вот этим пацанам, у которых что-то в душе болит. Знаешь, это как у Бориса Рыжего, в Екатеринбурге я открыл такого поэта, – «Луна – свет в конце тоннеля». Луна в конце тоннеля для нынешнего поколения, другое освещение всего. Мир тот же, освещение другое. А если ты увлечен, скажем, живописью, то знаешь, что поменяй освещение – и мир абсолютно изменится! Свет другой! Освещение поменялось для нынешнего поколения, это здорово. И для меня это тоже важно знать!

Первый благотворительный концерт «Time Out STOPСПИД: касается каждого – участвуют все!». «Океан Ельзи», «Сплин», «ДДТ».
Ледовый дворец, 1 декабря
Сборы от концерта будут переданы больнице имени Боткина, оказывающей полный ряд услуг по диагностике и лечению ВИЧ


До 1981
Первые данные. Началом эпидемии ВИЧ/СПИД считается 1981 год, но некоторые исследования свидетельствуют о том, что ВИЧ уже существовал и раньше указанного времени.
1981
Центр профилактики и борьбы с заболеваниями США (CDC) сообщает о первых случаях заболевания редким видом пневмонии среди молодых мужчин-геев.
1982
Специалисты CDC предполагают, что новое заболевание связано с кровью. Впервые используется название СПИД - "синдром приобретенного иммунодефицита" (AIDS -"acquired immune dificiency syndrome"). Причина болезни и пути ее передачи пока неизвестны. Центры CDC выделяют четыре фактора риска: мужская гомосексуальность, употребление инъекционных наркотиков, гаитянское происхождение и гемофилия А.
1983
Специалисты СDC проясняют использование термина "группы риска" и настаивают на том, что он не будет использоваться с целью оправдания дискриминации и неподтвержденного страха перед бытовой передачей.
1984
Вирус обнаружен. Ученые Люк Монтанье из Института Пастера во Франции и Роберт Галло из Национального центра по изучению рака в США выделили человеческий ретровирус, вызывающий СПИД. Позднее вирус был назван вирусом иммунодефицита человека – ВИЧ.
1985
В каждом регионе мира отмечен по крайней мере один случая заболевания ВИЧ/СПИДом. По оценкам Объединенной программы ООН по борьбе со СПИДом (ЮНЭЙДС), во всем мире общее число людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, составляет почти два миллиона.
1986
ВИЧ/СПИД в России. В странах бывшего СССР официально зарегистрирован первый случай ВИЧ. Создается первый «Квилт» - полотно, сшитое в память о людях, умерших от СПИДа.
1987
Первые медикаменты. FDA одобрила к использованию первый антиретровирусный препарат для лечения СПИДа. Препарат называется зидовудин, или AZT.
1988
Всемирная организация здравоохранения объявляет первое декабря – первым Всемирным днем борьбы со СПИДом.
1991
Появляется международный символ признания серьезности проблемы и солидарности в борьбе со СПИДом - красная ленточка. Фредди Меркьюри, солист группы Queen, умирает от СПИДа.
1992
В США СПИД становится главной причиной смерти мужчин возраста 25-44 года.
1993
Всемирно известный танцор балета Рудольф Нуриев умирает от СПИДа.
1994
Педро Замора, молодой человек, живущий с ВИЧ, становится героем популярного шоу MTV "Реальный мир". Его появление на экране стало переломным моментом в изменении общественного мнения по отношению к ВИЧ-положительным людям.
1995
Создана Объединенная программа ООН по СПИДу, основной ее задачей является координация усилий шести различных программ ООН, нацеленных на борьбу со СПИДом. Программа получила название ЮНЭЙДС и начала свою работу в 1996.
1996
В течение одного 1996 года количество новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией было уже почти в 10 раз больше, чем за предыдущий год.
1997
Создан Глобальный бизнес-совет по ВИЧ/СПИДу - первый международный орган, координирующий участие коммерческих структур в борьбе с эпидемией.
1998
В ЮАР организована "Кампания за действия по доступу к лечению" (TAC). Основной целью этого нового движения становится обеспечение доступа к лечению в стране.
1999
По 13 городам России и Восточной Европы прошел ЕвроКвилтТур’99. По утверждению Объединенной Программы ООН по СПИДу, "самый резкий рост ВИЧ-инфекции в 1999 году был зарегистрирован на территории новых независимых государств бывшего Советского Союза: только за период с конца 1997 до конца 1999 количество людей, живущих с ВИЧ на данной территории, увеличилось в два раза".
2000
США и Совет безопасности ООН объявляют ВИЧ/СПИД угрозой безопасности в мире.
ЮНЭЙДС, ВОЗ и другие международные организации сферы здравоохранения объявляют об инициативе, принятой совместно с пятью крупнейшими производителями лекарственных препаратов, и нацеленной на снижение цен на препараты против СПИДа, поставляемые в развивающиеся страны.
2001
В Москве состоялось заседание Глав правительств СНГ, одной из тем которого стало принятие совместной Программы по противодействию эпидемии СПИДа.
Производители непатентованных лекарственных препаратов предлагают производить препараты для лечения ВИЧ/СПИДа по сниженным ценам. Несколько широко известных компаний-производителей согласны на дальнейшее снижение цен на препараты, поставляемые в развивающиеся страны.
2002
Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией (GFATM) начинает свою работу и получает первые гранты.
По оценкам ЮНЭЙДС, половину всех взрослых жителей Земли, живущих с ВИЧ/СПИДом, составляют женщины.
2003
По данным исследования ISIS Research Plc половина случаев передачи ВИЧ в Европе происходит при гетеросексуальных контактах.
По оценкам ЮНЭЙДС, сорок миллионов людей в мире живут с ВИЧ/СПИД.
2004
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан дал старт "Глобальной инициативе СМИ в области СПИДа" с целью призвать ведущие международные СМИ к борьбе с глобальной эпидемией.
2005
В 2006 году
бюджет на лечение и профилактику ВИЧ/СПИДа составит более 3 миллиардов рублей, что в 20 раз превосходит финансирование, выделяющееся на эти задачи в текущий момент.



Все новости   Юрия Шевчука "О СПИДе"

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100