клубы | новости |

Михаил Козаков: «О друзьях, о профессии, о себе…»

14:52:18, 11 октября 2006

27 октября в ДК Ленсовета творческий вечер народного артиста России, лауреата государственных премий и всенародного любимца Михаила Козакова. В программе вечера «О друзьях, о профессии, о себе…» прозвучат стихи, монологи, рассказы. Не обойдется и без общения с публикой и ответов на вопросы.

27 октября в ДК Ленсовета творческий вечер народного артиста России, лауреата государственных премий и всенародного любимца Михаила Козакова. В программе вечера «О друзьях, о профессии, о себе…» прозвучат стихи, монологи, рассказы. Не обойдется и без общения с публикой и ответов на вопросы.

Образы, с таким мастерством созданные Михаилом Козаковым на сцене и в кино, всегда поражают зрителя яркой индивидуальностью и многогранностью характера. Цитаты из его фильма «Покровские ворота» настолько прочно вошли в нашу жизнь, что почти потеснили остальные. А стихи Пушкина и Бродского, Мандельштама и Самойлова мы зачастую знаем именно в его интерпретации, не глазами, а на слух —с его незабываемого голоса.


Миша рос в ленинградской семье. Его отец был известным писателем, мама сотрудничала в издательствах - с двумя перерывами на два ареста и две тюрьмы. В квартире Козаковых на канале Грибоедова бывали Евгений Шварц, Михаил Зощенко, Анатолий Мариенгоф, Борис Эйхенбаум, Анна Ахматова и многие другие литературные знаменитости. Миша был обыкновенным мальчиком, занятым теми же заботами, что и его сверстники. Духовная связь с большими людьми очнулась в нем впоследствии, когда понадобилась опора для зрелого самоопределения. «Как меня воспитывали? - вспоминает он. - Общением, разговорами родителей и их друзей, которые велись при мне. Если надо было поговорить на «взрослую» тему или о политике, мама произносила по-французски «Не при детях», а потом Мариенгоф обращался ко мне: «Мишка, ну-ка сыпь отсюда». Слушая взрослых, можно было понять их принципы жизни, представления о порядочности. Это очнулось во мне позже. Я и по сей день питаюсь тем «волшебным отваром», что получил в детстве. Родители вели со мной разговоры и споры об искусстве. Не только о том, хорошо ли что-то сыграно, написано, а - про что, зачем это. Меня воспитывали книгами. Отец мог сказать: «Рановато тебе это читать. Подожди, потом больше поймешь». Но при этом не вырывал книгу из рук...». Биография Михаила Козакова - это яркая честолюбивая жизнь. Он занял совершенно особое, решительно свое место - в кино, в театре, на телевидении, в чтецком деле - в отечественном искусстве в целом. Как актер он последовательно работал в Театре имени В. Маяковского (1956-1959), в «Современнике» (1959-1970), во МХАТе (1971-1972), в Театре на Малой Бронной (1972-1981) и позже, после перерыва, в Ленкоме (1986). По его признанию, он уходил тогда, когда считал нужным. Уходил, научившись чему-то главному у своих учителей. У него их трое - Охлопков, Ефремов и Эфрос. И у каждого он учился режиссуре. Охлопков мало репетировал с молодым артистом, но после общения с ним Козаков усвоил, что такое музыкальность, пластичность мизансцен. Был самый главный учитель - Олег Ефремов, который был одним из его педагогов в школе-студии МХАТ, художественным руководителем «Современника», где работал Козаков. Когда впоследствии Козаков уходил из МХАТа в 1971 году, то спросил у Ефремова, который возглавлял театр, куда ему идти: обратно в «Современник» или на Малую Бронную? Тот ответил: «Хочешь заниматься строительством, возвращайся. Хочешь работать с хорошим режиссером, иди к Эфросу». Козаков выбрал последний вариант. И, хотя работать с Эфросом было непросто, но метод Эфроса обогатил Козакова как актера и режиссера. Первый из решительных поступков Михаила Козакова - отказ от поступления во МХАТ после школы-студии и приход к «формалисту» Охлопкову. 1956 год был необычайно счастливым годом в жизни Михаила Козакова, летом вышла картина Михаила Ромма «Убийство на улице Данте», где актер сыграл одну из главных ролей, и осенью этого же года - роль Гамлета в замечательном охлопковском спектакле. Должно заметить, что Шекспир в творческой жизни артиста занимает особое место. В 1986 году он играет Полония в панфиловском «Гамлете» (Ленком), в конце 90-х Тень отца в том же «Гамлете», но уже в постановке Петера Штайна. «В «Гамлете» мне осталось сыграть только череп Йорика», - шутит он. Козаков снимался в фильме «Комедия ошибок», играл Шейлока в «Венецианском купце» (Театр Моссовета) и играл в «Короле Лире». В 1960-х годах несомненными удачами в театральной карьере Михаила Козакова стали Сирано де Бержерак, Камергер из сказки Шварца «Голый король», Кисточкин в комедии  Аксенова «Всегда в продаже» - яркий тип интеллигента-перерожденца 1960-х годов, делающего карьеру, обаятельного циника, у которого все на продажу. На сцене «Современника» актер сыграл еще несколько ролей: Адуев-старший в «Обыкновенной истории» Гончарова, Джерри Райн в «Двое на качелях» Ибсена, Актер в «На дне» Горького, Николай I в «Декабристах» Зорина, мастер Живко в «Мастерах» Стоянова… В 1970 году Козаков уходит из «Современника» и поступает во МХАТ. Там им были сыграны Лорд Горинг в «Идеальном муже» Уайльда, Каплей Гусев в «Валентин и Валентина» Рощина. Там актер начал ставить пьесу Зорина «Медная бабушка», где роль Пушкина репетировал Ролан Быков. Но, спектакль закрывают, и Козаков уходит в Театр на Малой Бронной. Здесь последовали Дон Жуан, Кочкарев в гоголевской «Женитьбе»,  Ракитин в спектакле «Месяц в деревне» по Тургеневу – все роли сразу оказались в ряду лучших. Там же Михаил ставит комедию Зорина «Покровские ворота» и пьесу О'Нила «Душа поэта».
В кино Козаков дебютировал в картине Михаила Ромма «Убийство на улице Данте».  Дебют оказался не просто удачным, а ошеломительным. На актера обрушилась слава. Вот свидетельство современника: «...были веселые весны. Как-то вечером я, тогда еще студент-медик, фланировал с приятелем по Невскому, настроение было превосходное, беззаботное, мы шли, разглядывая прохожих, витрины... Как вдруг - тревога! Взгляды всех гуляющих, как по команде, устремились вперед, зыбь волнения пробежала по толпе пешеходов: навстречу шло само «Убийство на улице Данте»! Шел сам Михаил Козаков, высокий, черноволосый, красивый, одетый так же, как и его герой в фильме. За ним следовала многочисленная свита... Никогда не забуду его поистине королевский жест, когда, критически оглядев свою свиту, Михаил, зайдя в ближайшую бутербродную и пригласив всех нас, заказал всем по рюмке портвейна». («Ну, положим, не по рюмке, а по стакану! - ревниво отрецензировал Козаков это воспоминание теперь именитого Василия Аксенова).
Актер начал активно сниматься в ярких острохарактерных ролях, причем в картинах различных жанров. Но даже если бы он сыграл только одну роль в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!», то уже этим узаконил бы свое имя в кинематографе. В числе его других заметных работ - Педро Зурита в экранизации романа Беляева «Человек-амфибия», Сильвио в пушкинском «Выстреле», Джек Берден в трехсерийном фильме «Вся королевская рать». А комедийное дарование артиста наиболее ярко проявилось в фильмах «Соломенная шляпка» Квинихидзе, «Комедия ошибок» Гаузнера, в водевиле «Лев Гурыч Синичкин» Белинского. Из последних ролей Козакова можно отметить фильмы: «Господин оформитель» Тепцова, «Мания Жизели» Учителя, «Лавина» Соловова. Вообще же фильмография огромна. Можно вспомнить трижды сыгранную роль Феликса Дзержинского (Государственная премия РСФСР), «Восемнадцатый год», «Трудное счастье», «Золотой эшелон», «Вдали от Родины», «Евгения Гранде»,  «Последние залпы», «Балтийское небо», «Девять дней одного года», «Суд сумасшедших», «Строится мост»,  «День солнца и дождя», «Звезды и солдаты», «Повесть о чекисте», «Два дня чудес», «Гроссмейстер», «Исполняющий обязанности», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Иван да Марья», «Ярослав Домбровский», «Красавец мужчина», «И с вами снова я...», «Синдикат-2», «Товарищ Иннокентий», «Шестой», «Демидовы», «Кукарача», «Уникум», «Герой ее романа», «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся», «Воительница», «Храни меня, мой талисман», «Дураки умирают по пятницам» и многие другие. В театре и кино в лучших своих ролях Михаил Козаков раскрылся как артист необычный, абсолютно русский, с извечным стремлением дойти до самой сути, превратить свое существование в поиск его смысла и тем самым обречь и себя, и близких на маету и одиночество, мучительно отделяя зерна от плевел, зло - от добра, грех - от благодеяний...
В 1978 году он дебютировал как кинорежиссер, поставив на телевидении двухсерийный фильм «Безымянная звезда». Картина, в которой Козаков сыграл также одну из главных ролей вместе с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским, стала несомненной удачей, удачей без снисходительных оговорок и скидок на недостаток опыта. Именно с этого фильма начался новый Козаков - режиссер, который явно имеет что сказать, который определил свое место, обозначил свой стиль. После будут – «Покровские ворота», «Попечители», «Маскарад», «Фауст», «И свет во тьме светит», «А это случилось в Виши», «Визит дамы», мюзикл «Тень, или Может быть, все обойдется», «Ужин в четыре руки» (за него режиссер получил «ТЭФИ»).
Культовый телефильм Козакова «Покровские ворота» по сей день пользуется невероятной любовью зрителей. Сейчас даже удивительно, что он с таким трудом пробивался на телеэкраны. Бывший тогда главным телефункционером страны Лапин заявил: «Такие картины делают только люди, сбежавшие в Тель-Авив или Америку! Это гадость! Я посмотрел эту мерзость: вы извратили образ фронтовика! Это все ужасающая пошлость...». Парадокс, но чем упорней фильм Козакова смешит и насмешничает, тем серьезней и, больше того, грустней предстает перед зрителем мир его персонажей. Виктор Борцов, Елена Коренева, Софья Пилявская, Инна Ульянова, Игорь Дмитриев, Татьяна Догилева, Елизавета Никищихина, Марина Дюжева, Леонид Броневой и конечно, в первую очередь, Олег Меньшиков - все исполнители, играя каждый свое, умной и грустной волею режиссера сыграли, изобразили целое, а именно общество простаков, каковые по этой самой причине очень милы, но которых - по ней же - нешуточно жалко. Именно простодушие увидал режиссер Козаков в эпохе конца 1950-х, в ее людях, которые разве не были простодушны в своих «оттепельных» надеждах?
В годы перестройки Козаков уехал из России. Думалось, что навсегда, но... Успешно реализовавшись в Тель-авивском Государственном камерном театре, Михаил Михайлович предпочел вернуться в Москву. «У меня нет ни капли сожаления, ни в том, что я был в Израиле, прожил в этой стране четыре с половиной года, ни в том, что вернулся на родину. Больше уезжать не хотелось бы. Я всегда хотел жить только в России и очень надеюсь дожить здесь до конца своих дней. Даже живя в Тель-Авиве, я просил в случае смерти отправить меня в Россию. Хочу быть похоронен на Введенском кладбище». Некоторое время по возвращении Козаков был художественным руководителем и актером театра «Русская антреприза Михаила Козакова», много гастролировал. Из его театральных работ того периода можно выделить спектакли: «Цветок смеющийся» Коуарда и «Играем Стринберг-блюз» Дюрренматта. В 1997 году вышла его «Актерская книга», в которой он рассказывает о прожитой жизни, о разных временах и людях искусства в них. Сейчас многогранность таланта Михаила Козакова ярко раскрылась и на концертной эстраде, где он читает поэзию от А. Пушкина до И. Бродского. А в 1999 году артист совместно с саксофонистом И. Бутманом поставил спектакль-концерт по стихам И. Бродского «Концерт для голоса и саксофона». Ныне в свои 72 года он не прекращает работу и, насколько это возможно, вполне оптимистично смотрит в завтрашний день.

27 октября, ДК Ленсовета – народный артист России Михаил Козаков в творческом вечере «О друзьях, о профессии, о себе…»

Начало в 19.30. Билеты – от 300 до 600 рублей.

Генеральные информационные спонсоры: телеканал СТО, радио «Эхо Петербурга» и журнал «Ваш Досуг»

Организаторы: продюсерский центр «Бест Презентс!»:
230 43 34,  e-mail:
promo78@yandex.ru

Пресс-атташе: Кирилл Рейн



Все новости   Михаил Козаков: «О друзьях, о профессии, о себе…»

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100