клубы | новости |

Джон Кейл в "Порту"

16:07:38, 12 марта 2006

Джон Кейл в "Порту"

LOFT Promotion и Радио РОКС представляют:
12 марта в клубе «Порт» (пер.Антоненко, 2) выступит один из наиболее известных и влиятельных музыкантов в пантеоне рок-андеграунда Джон Кейл. Бунтарь, художник, мыслитель, классический композитор, дикарь рок-н-ролла, серый кардинал музыкальной истории, профессиональный музыкальный шизофреник в лучшем смысле этого сочетания – всё это Джон Кейл - единственный человек в мире, которого сам Брайан Ино называет гением снова в Петербурге – на этот раз, в рамках промо-тура в поддержку своего последнего альбома Black Acetate!

    Джон Кейл - не только один из наиболее известных и влиятельных музыкантов в пантеоне рок-андеграунда. Его музыку невозможно классифицировать в рамках какого-либо определенного стиля, несмотря на то, что многие из его записей облечены в песенную форму и, казалось бы, приближены к доступному рок-мейнстриму. Его можно было бы назвать крестным отцом панка и нью-вейва, но и это определение будет недостаточным. В его соло-записях всегда отчетливо ощутимо напряжение между экспериментом и универсальной доступностью. Парадокс Кейла в том, что его сольные работы неизбежно оказываются оттенены более громкими проектами - прежде всего, это касается Лу Рида и, созданной ими историей под названием Velvet Underground. При этом, Кейл зарекомендовал себя как один из самых влиятельных продюсеров в панке и предшествующих ему течениях, в нью-вейве. Без его продюсерской мысли не состоялись бы исторические альбомы таких величин, как Патти Смит, Джонатан Ричмен, Игги Поп, The Happy Mondays, Jesus Lizard, Stoogees, Squeeze, Sham 69...
    Странно, но Кейла часто называют американцем – видимо, потому, что, едва достигнув двадцатилетия, он перебрался из родного Уэльса в Новый Свет. Сын шахтера и учительницы, Джон с юных лет был личностью неординарной. Еще учась в начальной школе, в двенадцать лет он уже выступал в эфире BBC с пьесой собственного сочинения. В начале 60-х, уже перебравшись за океан, Кейл увлекся авангардной музыкой и при содействии Аарона Коупленда и Леонарда Бернштайна получил грант на музыкальное образование в Нью-Йорке. Одним из его первых значительных появлений на американской сцене стало совместное с Джоном Кейджем: вместе они исполняли 18-часовой фортепианный рецитал. Затем, молодое дарование взял под свою опеку великий авангардист Ла Монте Янг, пристроивший начинающего пианиста в свой The Dream Syndicate.
    В 1966 году на нью-йоркской «Фабрике» иконы поп-арта Энди Уорхола случилась встреча, оказавшая существенное влияние на всю историю культуры ХХ века – Кейл, Лу Рид и немецкая певица Нико (Криста Пэффген) решили тогда привнести в рок-музыку тонкую восприимчивость авангарда – что в итоге удалось лучше некуда. Пока Уорхол рисовал обложку к первому альбому образованной группы, Кейл успел проявить себя мультиинструменталистом - басист, альтист, клавишник и, вдобавок ко всему, еще и автор. Хотя основным автором и вокалистом, считался Рид, именно Джону Кейлу Velvet Underground обязана гениально найденным звучанием и смелыми экспериментами первых двух альбомов - The Velvet Underground and Nico и White Light/White Heat (1967). Однако, несомненная харизма и лидерское начало Кейла привели к коллектив к расколу: у группы не могло быть двух фронтменов. Должно заметить, что с уходом Кейла экспериментальная составляющая творчества группы заметно потускнела.
В конце 60-х, Джон спродюсировал барочно-готический альбом The Marble Index уже упомянутой выше Нико (тоже покинувшей VU) и дебютный альбом The Stooges – обе этих работы стали знаковыми, заложив прочный фундамент для расцвета панка и нью-вейва.
    В 1970-м Кейл начал полноценную сольную карьеру одним из своих лучших альбомов Vintage Violence. Он удивил аудиторию неожиданно доступным собранием крепких песен, чтобы вскоре взорваться радикальными инструменталами Church of Anthrax, записанными в сотрудничестве с великим минималистом Терри Райли. Перечисленные работы во многом определили амплитуду колебаний карьеры музыканта – его бунтарские порывы проявились на совместных записях с Райли, Брайаном Ино и, значительно позже, Лу Ридом (их совместный альбом Songs for Drella (1990) стал данью памяти первому менеджеру Velvet Underground Энди Уорхолу и привел к недолгому воссоединению легендарной группы).
А сольные проекты Кейла, напротив, демонстрировали тщательную работу с песенной формой и изобретательные аранжировки, где легко можно было обнаружить поступь кантри-рока и классической композиции. В 70-е в полной мере раскрылся и сценический талант музыканта - он появлялся на сцене в сумасшедших театральных костюмах и устраивал провокационные перформансы (случай с прилюдной разделкой живого цыпленка навсегда вошел в историю). Хотя этот эпизод приписывают то Эллису Куперу, то Оззи Осборну – не верьте! Гибель бройлера целиком на совести нашего героя! Концертные выступления Кейла тогда - гиньольный балаган с переодеваниями, жонглерами и вольтижерами - непосредственный прообраз курехинской «Поп-Механики». Много Кейл работает и для кино – саундтреками к фильмам «Что-то дикое» Джонатана Демма, «Кто застрелил Энди Уорхола» Мэри Хэррон, «Баския» Джулиана Шнабеля мы обязаны именно ему. Автобиография Кейла What`s Welsh for Zen, вышедшая в конце 90-х, мгновенно стала бестселлером.
    Звук Кейла пытались и пытаются копировать многие — добрая половина американских групп последнего десятилетия по-хорошему должна поделиться с ним доходами. Но все же лучший метод достичь неповторимого сочетания архаической простоты и модернистских наворотов — пригласить в студию самого мэтра. Его главный секрет - в умении добиваться выдающихся результатов исключительно простыми методами. Главный итог кейловского мифотворчества, разошедшийся по миру – история о пластинке, которую купило всего несколько десятков человек, но каждый из них после этого создал свою группу. Хотя бы за счет того, что этот диск с неизменным уорхоловским бананом на обложке продолжают покупать в надежде на внезапное вдохновение и тридцать пять лет спустя. Разменяв седьмой десяток, Кейл продолжает записывать альбомы – вот и в прошлом году он выпустил отличный Black Acetate.
«Black Acetate» — это энергичный молодцеватый альбом, где в первой же песне Кейл поет проникающим фальцетом, где присутствует альянс блюза и электроники, как будто в духе Бека, и где скрипка ноет удивительно нежно, а гитара, напротив, ревет как заведенная. Кейл не давит, от его песен остается ощущение свободного пространства — слушая диск, ты словно бы посещаешь большие белые залы, уставленные маленькими скульптурами и завешанные в меру броскими картинами. Здесь вольно дышится, да и акустика хорошая. «Black Acetate» — это хорошие музыкальные манеры в сочетании с естественным поведением».
афиша, 2005
    От его концерта можно ожидать реабилитации рок-н-ролла в одном отдельно взятом зале, эмоционального потрясения, а возможно и культурного шока. Для своих новых альбома и программы Кейл собрал коллектив молодых музыкантов. В новой ипостаси музыкант словно возвращается к корням, выдавая агрессивный, драйвовый и чрезвычайно актуальный звук. Новая программа Кейла способна собрать в одном зале меломанов, интеллектуалов, старых рокеров и самую молодую и неискушенную публику. Все это плюс вышеперечисленное дает уверенное основание для того, чтобы этот концерт стал одним из главных культурных потрясений этого года.

Билеты – 700 (предварительная продажа) и 1,500 (VIP) рублей
(в театральных кассах и музыкальных магазинах города).

Генеральные информационные спонсоры:
Радио РОКС и журнал «АФИША»



Все новости   Джон Кейл в "Порту"

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100