клубы | новости |

John Zorn & Painkiller

11:08:57, 10 мая 2006

John Zorn & Painkiller
22 мая в клубе «ПОРТ» (пер.Антоненко, 4) сенсационный концерт - знаменитый американский композитор и саксофонист, лидер современного музыкального авангарда Джон Зорн выступит со своим самым радикальным проектом Painkiller.

22 мая в клубе «ПОРТ» (пер.Антоненко, 4) сенсационный концерт  - знаменитый американский композитор и саксофонист, лидер современного музыкального авангарда Джон Зорн выступит со своим самым радикальным проектом Painkiller.
Двадцать лет назад о приезде великого нью-йоркского экспериментатора в Россию могли только мечтать, два года назад его первый концерт в Москве стал настоящей сенсацией, а билеты на него были раскуплены задолго до премьеры.
Дискография музыканта охватывает, кажется, все возможные направления современной музыки, кроме, пожалуй, рэпа, да и то, н икто не знает, к чему Зорн в данный момент подбирается.

Джон Зорн родился в Нью-Йорке в 1953 году. Еще в детстве он играл на пианино, но «музыкальная школа», как это порой бывает, не отбила у него любви к музыке. В десять лет Джонни взялся осваивать гитару и флейту, а к четырнадцати открыл для себя современную классическую музыку и стал писать первые собственные композиции. Но местом настоящего откровения для парня из Манхэттена стали годы учебы в колледже Сент-Луиса. Однажды его занесло на концерт Жака Курсиля, который совмещал преподавание французского с игрой на трубе. Это окончательно решило судьбу нашего героя – как только выяснилось, что на свете есть такие джазмены, как Anthony Braxton, Ornette Coleman, Jimmy Giuffre и Roscoe Mitchell, все остальное сразу прекратило для Джона свое существование. Он бросает колледж и возвращается в Нью-Йорк, где селится в Лауэр-Ист-Сайде (Lower East Side) — некогда фабричном районе на юго-востоке Манхэттена, ставшем к концу 70-х одним из самых модных кварталов городской богемы. Здесь постепенно складывается и группа единомышленников — тромбонист Джордж Льюис, саксофонисты Брюс Экли, Нед Ротенберг, Тим Бёрн, певец и гитарист Арто Линдсей, гитаристы Юджин Чедберн и Фред Фритт, виолончелист Том Корей, ударники Марк Миллер и Энтон Фир, клавишники Энтони Коулмэн, Уэйн Хорвитц и Боб Остертаг, бас-гитарист Билл Ласвелл, певцы и певицы Дэвид Мосс, Диаманда Галас, Шелли Хирш, диджей-авангардист Кристиан Марклей и многие другие. Каждый из них поочередно выступал в качестве автора того или иного проекта и впоследствии прославил авангардно-экспериментальную школу в новом искусстве, которая впоследствии получила название DownTown. С середины 80-х Джон Зорн считается его бесспорным лидером. И, в первую очередь, потому, что своим профессионализмом композитора и саксофониста-исполнителя он покоряет даже тех, кто далек от его музыкальных идей. Не говоря уже о том, что Джон является блестящим знатоком едва ли не всей музыки мира — собранная им коллекция пластинок и компакт-дисков — одна из самых больших в США. А еще он коллекционирует кинофильмы и эротическую фотографию, много читает — от британского мистика Элистера Кроули до японской поэзии в оригинале.
   До этого, в 70-е Зорн возделывал ниву авангардного джаза - перфомансы с распиливанием телефонной книги пополам, размышления над теорией музыки и музыка, которую мало кто, кроме Зорна, за таковую признавал. Однако из хаоса родилась концепция, к которой Джон возвращался потом на протяжении всей своей карьеры. В начале 80-х Зорн начинает свой поход по стилям. Он прощается с мелкими андерграундными лейблами и выпускает на Elektra-Nonesuch одну из ключевых работ своей дискографии -  Spillaine (1987). Здесь он вдохновился детективами Микки Спиллейна про Майка Хаммера... и написал к ним саундтрек. Это был очередной безжалостный наезд на традиционные представления о музыке, но на этот раз Зорн обратился не к академической и авангардной музыке, а к современным стилям. Причем всем сразу. Альбом, как о нем писали, оставляет ощущение, будто постоянно щелкаешь радиоканалами. Помимо джаза, блюза, кантри, лаунжа и трэша вдумчивому уху здесь можно услышать и все остальное. А поскольку Зорн придерживался мнения, что эпоха индивидуальных композиторов к 20-му веку закончилась, число приглашенных для работы над пластинкой музыкантов приближалось к астрономическим величинам. Подобные Spillaine пощечины общественному мнению провокатор Зорн повторял потом еще не раз (The Big Gundown, Spy Vs. Spy).
      Однако три, пожалуй, самых известных и цельных зорновских  проекта - это Naked City, Painkiller и Masada. Именно они открыли его имя массовому слушателю. Первый был вторжением Джона на территорию Black Flag и Ramones. Еще записывая с мальчишками из Napalm Death Spy Vs. Spy (1989), состоявший из каверов Орнетта Колемана, Зорн приговаривал, что только в хардкоре есть тот же напор, что во фри-джазе 60-х. Дебютный альбом Naked Sun (1989) - безумно мощная мешанина из серф-рока, джаз-рока, кусков старых фильмов и матерого трэша, а на вокале сидел сумасшедший японец Ямацука Ай. Второй диск, Grand Guignol, посвященный теме стремления людей ко злу и его привлекательности, был, в сущности, мрачной нео-классической записью. По угрюмости и напряженности нервов он оставляет далеко позади даже большинство death-metal страшилок. Третий альбом Radio (1992) для радио подходил только своей первой, джаз-рок-рокабилльной частью, постепенно впадая в кататонию атональности, экспериментальности и постоянной смены жанров. И, наконец, финальный диск, Absinthe (1993), вообще сравнивали с работами композиторов-импрессионистов (в первую очередь с Дебюсси) за его отход от использования ритмов и мелодий. 
Еще один знаменитый проект Зорна, Masada не имеет никакого отношения к металлу или панку. Masada - это обращение ко всем формам музыки, сделанной композиторами еврейского происхождения - от и до. Это даже не кавер-версии, но способность Джона как губка впитывать различные влияния и переносить их на свою  музыку. И появилась эта способность задолго до этого. Сам Зорн перечислял при этом имена от классического композитора Малера и Сержа Гинзбура до поп-певца Барта Бахараха, Лу Рида, Марка Болана и, собственно, клезмера. Верный своей склонности ничего не делать просто так, Зорн поставил себе ограничение - музыка должна без потерь подходить для переложения на любые инструменты, причем ни все они ограничены тремя линиями нотного стана. Сам Зорн сотоварищи играет вещи Masada как этно-джаз в двух основных версиях: акустической и электрической. 
Кроме того, Зорн выпустил девять дисков серии Filmworks, сделав доступным для широкой общественности все саундтреки, написанные им за последнюю четверть века. Музыка к фильмам - от чистой перкуссии, сопровождавшей гей-порно, до еврейского этно, записанного для документального израильского фильма, музыка к аниме и ТВ-рекламам, а также собственные версии исполнения известных музыкальных произведений (от рок-н-роллов Чака Берри до музыки Enio Morricone)  - все с эстетским пижонством собрано на одном диске Filmworks VIII. Есть еще у Зорна интересные и глубокие нео-классические проекты - стоит назвать хотя бы относительно недавний Cartoon/S&M (2000), где в традициях камерной музыки ХХ века переосмысливается все - от Шенберга до блюза и еврейских похоронных мелодий.


• PAINKILLER   
Проект Painkiller был создан Зорном в 1991 года вместе с бас-гитаристом Биллом Ласвеллом (Bill Laswell) и лучшим барабанщиком грайнд-кора Миком Харриссом (Mick Harris). Painkiller - один из самых необычных ансамблей планеты, который объединил радикальный грайнд-кор с авант-джазом и авант-роком. На концертах Зорн буквально «кричит» своим саксофоном на фоне непрекращающихся и ускоряющихся звуков барабанов и баса. Его первый концерт в Москве журналисты назвали «настоящим саксофонным безумием», а такое, согласитесь, нужно увидеть хотя бы раз в жизни. Не зря же, среди многочисленной московской богемы, Зорн, наряду с Томом Уэйтсом, является самым культовым музыкантом. Самое короткое определение для стиля Painkiller - джаз-кор. Выйдя на мировую сцену с альбомом про кишки девственницы (Guts Of The Virgin , 1991), команда сразу показала, кто в доме хозяин. В лучших зорновских традициях бласт-биты сменялись почти нью-эйджевыми ритмами, а поверх панковских риффов накладывались изощренные соло Джона. В архиве Painkiller остались еще два альбома и компиляция. Пластинка Buried Secrets (1992) настолько хорошо передавала ощущение, какого стоит ожидать от песенок Tortured Soul и Skinned, что высидеть 27 минут экспериментального садизма детям и беременным женщинам становилось просто не под силу. Да и мозгам нормального человека доставалось. Дрейф к более структурированному звуку становился очевидным только на Execution Ground (1994), где Джон накладывал свои соло поверх мрачных эмбиентных ритмов Ласвелла и Харриса. Но не обольщайтесь - раз это Зорн, значит, чтобы въехать, надо слушать: это вам не Enigma. В 1997 году все творческое наследие талантливого коллектива Painkiller было переиздано на диске, так и названном - The Complete Works.
   Бас-гитаристом этого проекта является выдающийся нью-йоркский продюсер и музыкант Билл Ласвелл. Ласвелл записывает и исполняет невероятно разнообразную музыку,  – от авант-рока до даба, и других электронно-танцевальных направлений, и продюсирует таких же невероятно разнообразных музыкантов - от Motorhead до Майлза Девиса и Херби Хэнкока. Знаковым событием в творчестве Ласвелла стала работа с Хэрби Ханкоком над трэком “Rockit” для альбома Future Shock, 1983 год; многие считают, что именно он  подтолкнул взрыв интереса к хип-хопу. Новаторские идеи Ласвелла блестяще проявились в работе с такими выдающимися музыкантами как: Peter Gabriel, Laurie Anderson, Mick Jagger, Pharoah Sanders, Zakir Hussain, Tony Williams и Ginger Baker -  и это только некоторые из легенд, с которыми ему довелось сотрудничать.
   В Санкт-Петербург вместе с Зорном и Ласвеллом приедет знаменитый японский барабанщик Тацуо Йошида, который уже два раза выступал в России - с собственным проектом Ruins и в составе легендарной шведской группы Samla Mammas Manna. Йошида по праву считается бесспорным мастером ударных японского андеграунда, его не зря называют «человеком-оркестром», а о его мастерстве ходят легенды.
   Painkiller по-прежнему выдает звук, радующий фанатов беспрецедентного шквала эмоций. А подобных любителей у нас всегда хватало. Призываю их к осторожности – эта музыка либо вскроет вам мозг, либо напрочь «снесет крышу». Зато вы станете свидетелем  звукового постмодернистского коллажа, который Джон Зорн называет музыкой.


ФОТОГРАФИИ МОЖНО СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ: http://slil.ru/22736836

JOHN ZORN & PAINKILLER –
22 мая, клуб «ПОРТ» (пер.Антоненко,4).
Начало в 20.00.
Билеты – от 600 до 2,000 (VIP) рублей.

Генеральные информационные спонсоры:
телеканал СТС, Радио РОКС и журнал «афиша»


Кирилл Рейн



Все новости   John Zorn & Painkiller

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100